Стабилизаторы напряжения
Оставь заявку и получи скидку 5%
Поршневая технология получения сжатого воздуха является относительно устаревшей, но при этом востребованной и эффективной. Она позволяет создавать устройства, простые в эксплуатации, обслуживании и ремонте. В настоящее время производители выпускают огромное количество моделей промышленного и бытового назначения с техническими характеристиками, варьирующимися в широких пределах. Российский рынок компрессоров насыщен продукцией различных брендов. Давайте разберемся, какие компании занимают лидирующие позиции, и каковы тенденции развития этой области производства.
Формирование российского рынка поршневых установок началось в начале этого столетия. Преимущественно компрессоры ввозили из-за границы, например, из Италии, Китая. Продукция российского производства составляла незначительную часть, так как советская производственная база не позволяла создавать устройства, способные конкурировать с мировыми брендами. Компрессоры, выпущенные на заводах с финансовыми трудностями и устаревшим оборудованием, отличались повышенными габаритами и весом. Это существенно ограничивало область применения, осложняло транспортировку и монтаж.
Сегодня на рынке широко представлена продукция итальянских и китайских производителей, выпущенных под брендами российских и зарубежных компаний. Популярностью пользуются компрессоры ABAC, Fubag, FoxWeld.Белорусское предприятие «Ремеза» выпускает надежные, доступные по цене компрессорные установки, широко представленные в России и Восточной Европе.
Сегодня популярностью пользуются поршневые установки, выпущенные под марками ABAC и Fubag. Под брендом Fubag представлена продукция, изготовленная немецким производителем. Более 40 лет компания выпускает компрессоры разных видов для профессионального и бытового использования. Надежность и долговечность компрессорных установок быстро сделали марку популярной на европейском и российском рынке. Оборудование соответствует стандартам ISO, имеет сертификацию TUV. На российском рынке компрессоры под маркой Fubag появились в 2007 году с пометкой «Сделано в Германии».
Группа компаний ABACбыла образована в 1948 году в Италии. Сейчас для производства поршневых компрессоров использует 8 заводов, расположенных в США, Европе и Азии. Производственные мощности позволяют ежедневно выпускать до 5,2 тыс. моделей, заполняя на 40% европейский и на 15% мировой рынок. Приобрести масленые, безмасленые, коаксиальные, ременные компрессоры, мото-компрессоры разной производительности, мощности, рабочего давления можно в 125 стран мира, включая Россию.
Предприятие «Ремеза» с 1989 года выпускает компрессорное оборудование с применением современных технологий и комплектующих известных производителей. Производственные мощности компании расположены в Европе, республике Беларусь. Предприятие занимает 5 гектар территории, на которой размещено 15 тыс. квадратных метров цехов и складских помещений. Благодаря современному оборудованию и высококвалифицированным специалистам компании удается поставлять на российский и мировой рынок широкий ассортимент компрессорных установок, соответствующих международному стандарту ISO 9001-2008.
Под брендом ELITECH с 2008 года поршневые компрессоры на российском рынке поставляет компания «Лит Трейдинг». Производственные мощности предприятия расположены в Китае. Дополнительно по заказу компрессоры с поршневым блоком «АВ» изготавливают на белорусском заводе «Ремеза». Также компания производит электроинструменты, строительное оборудование, снегоуборочную технику, сварочные аппараты и другую продукцию, востребованную в России и за рубежом. Продукция, поставляемая в Россию, имеет знак РСТ, свидетельствующий о том, что товар прошел сертификацию и соответствуют заявленным характеристикам.
Компания «Метабо Евразия» поставляет на российский рынок компрессоры под маркой Metabo. Не так давно производитель обновил линейку поставляемой продукции, существенно расширив доступный ассортимент компрессорных установок. Сегодня компания предлагает приобрести устройства с ременной, прямой передачей, компрессоры профессионального, бытового, специализированного назначения, например, безмасленые установки для строительных площадок.
Перечисленные производители – лишь часть общего количества компаний, присутствующих на российском рынке поршневых компрессоров. Существует множество менее известных поставщиков компрессорного оборудования, например, FoxFeld, QuatroElementi, AURORA, SKAT. Многие российские организации распространяют китайскую продукцию под своим брендом, меняя цвета, логотипы, технические характеристики устройств. При этом есть случаи указания завышенных параметров оборудования.
Особенностью российских поставщиков компрессорной техники является широкая специализация. Большинство продает под одним брендом все подряд, начиная с ручного инструмента и заканчивая сложной, профессиональной техникой. Узкую специализацию имеют ограниченное число производителей, например, ABAC, Remeza, FIAC.
Тенденции рынка компрессорных установок поршневого типа сильно зависят от экономической ситуации в стране. Например, в 2015 году экономический кризис, вызванный внешними и внутренними факторами, привел к падению продаж на 50% по сравнению с прошлым годом. Спад начался еще 2014 году и продолжался в течение двух лет. Потребитель был не в состоянии покупать новое оборудование, так как приходилось экономить.
Подобные встряски не проходят бесследно. Кризис оставил заметный отпечаток, благодаря которому российский рынок поршневых компрессоров приобрел ряд особенностей. Сейчас для него характерно присутствие большого количества импортируемой продукции. Установки всех видов завозят из Китая, Тайвани, Турции, Европы. При этом расчеты с поставщиками ведутся в иностранной валюте, преимущественно в долларах и реже в евро. Это приводит к тому, что продавцы импортного товара вынуждены поднимать цены при малейшем отклонении курса валют. В таких условиях падение котировок неизбежно приводит к росту стоимости и падению потребительской способности.
Также особенностью российского рынка является присутствие большого количества моделей, оснащенных ресивером до 100 литров. Причиной является высокая стоимость транспортировки крупногабаритных грузов. Для многих поставщиков нецелесообразно ввозить в Россию продукцию, продажа которой может не окупить затраты на доставку груза в страну. Из-за большого количества однотипной продукции повышается конкуренция, которая оказывает существенное влияние на уровень продаж в этом сегменте.
В настоящий момент происходит насыщение рынка компрессорами бытового назначения. Производители предлагают практически одинаковую продукцию под разными брендами. Развитие рынка потихоньку переходит в плоскость погони за выгодной ценой или узкоспециализированной техникой.
Российский рынок поршневых компрессоров может развиваться по другому пути, который требует от производителей более вдумчивого подхода к распространению продукции, поиска нестандартных решений и возможностей сотрудничества. Но большинство поставщиков предпочитает более простые и доступные для понимания и выполнения способы, например, завышение технических характеристик.
Объем рынка в денежном или количественном эквиваленте сложно оценить из-за отсутствия результатов исследований, которые никогда не проводились серьезными компаниями. Данные о текущих объемах сбыта продукции получить от поставщиков невозможно, так как такая информация остается закрытой для посторонних. Ассоциация РАТПЭ пытается повысить уровень прозрачности российского рынка поршневых компрессоров и других средств малой механизации, ввозимых в страну. В настоящий момент организация располагает только информацией с таможни, полученной в процессе официальной транспортировки продукции через границу. Количество компрессорных установок, ввозимых незаконно, остается неучтенным. Также остаются недоступны данные об объемах внутреннего производства и заграничных поставок, действующих по схеме Таможенного союза. Эти поступления компрессоров на российский рынок не фиксируются, поэтому не могут быть использованы в расчетах.
Чтобы сделать объективную оценку, будем использовать данные маркетинговых компаний, информацию об объемах продаж, мнения экспертов.
Объемом рынка будем считать сумму импортированной продукции из разных стран, произведенных установок в России и ввезенных компрессоров из стран СНГ. В итоге получим примерно следующие цифры: 120 тыс. штук за год или 10 тыс. единиц в месяц. Полученный результат совпадает с данными экспертов, которые оценивали рынок до кризиса. По их мнению, объем докризисного, российского рынка составлял 15 тыс. компрессоров в месяц. После перевода количества в общую стоимость продукции получим примерно 2 млрд рублей в год. В долларовом эквиваленте объем рынка составит 30 млн долларов.
Для повышения уровня объективности результатов можно разделить поршневые установки на классы и посчитать отдельно каждую категорию.
1. Устройства бытового назначения мощностью до 2,2 кВт, оснащенные ресивером на 25 – 50 литров.
2. Компрессоры повышенной производительности мощностью до 3 кВт, оборудованные ресивером объемом от 50 до 100 литров.
3. Компрессорные установки профессионального назначения мощностью до 11 кВт с ресивером от 100 до 1 тыс. литров.
Главным фактором в разделении на классы является не только объем ресивера. Важными параметрами, определяющими эксплуатационные характеристики компрессора, безусловно, являются мощность и производительность. Разделение продукции по категориям позволяет более точно выразить объем российского рынка путем представления количества компрессоров в каждом сегменте. Некоторые компании преимущественно продают бытовые устройства, которым достаточно для выполнения поставленных задач небольшого ресивера емкостью до 50 литров. Другие предпочитают работать только с профессиональными моделями, используемыми на предприятиях разного масштаба.
Если рассмотреть современный рынок поршневых компрессоров с учетом установок из всех категорий, то получим следующие результаты.
Объем российского рынка:
1. Больше всего компрессоров торговой марки Fubag. Этой продукции отводится 20% существующего рынка.
2. Второе место в рейтинге занимает марка Remeza. Ее доля составляет 9%.
3. Далее, находится бренд Denzel. Московская компания «Мир инструментов» удовлетворяет потребности рынка на 6%.
4. 5% рынка уверенно занимает торговая марка «Аэрус». Продукция под этим брендом продается исключительно в «Леруа Мерлен».
5. По 4% отводиться маркам GARAGE, ELITECH, PRORAB.
6. 3% занимают Wester, PATRIOT, METABO.
7. 1 – 2 % отводится на остальные бренды.
Внимание следует уделить марки QuatroElementi или Ergus. Раньше оптово-розничная компания распространяла поршневые компрессоры под двумя брендами одновременно. Сейчас на рынке присутствует только одно название: QuatroElementi. Если сложить объемы продаж двух торговых марок, то получим сумму, равную 4% рынка. Компания не стремиться заниматься исключительно компрессорным оборудованием, так же как ELITECH и другие предприятия, сохраняя позицию поставщика широкого ассортимента бытового, профессионального инструмента и техники.
При подсчете количества проданных поршневых компрессоров в учет берут все установки, не разделяя их по типу передачи или другим характеристикам. Поэтому результат не может дать полной объективной оценки объема российского рынка. Чтобы разделить объем по категории установок, берут процентное отношение от общего количества продаж. Принято считать, что компрессоров с прямой передачей продано 70%, а установок с ременным приводом 30% от общего объема. И даже в этом случае расчет будет неточным, так как вычисления производятся без учета ассортимента продавцов. Некоторые компании специализируются исключительно на поставках промышленного оборудования, поэтому в их каталоге продукции отсутствуют бытовые устройства. Другие продают только компрессоры с прямой передачей.
Взяв эти данные и информацию, полученную путем проведения опросов и сбора статистики, увидим, что на рынке по продаже компрессоров с прямой передачей лидирует торговал марка Fubag. Другие бренды повторяют результаты общих расчетов. Исключением является продукция Remeza, которая преимущественно занимает сегмент профессиональных и полупрофессиональных установок.
Рынок компрессоров с ременной передачей поделен между торговыми марками Fubag, Remeza, АСО. Remeza и Fubag занимают лидирующие позиции. На них приходится 45% сегмента рынка.
Рынок промышленных компрессоров принадлежит Remeza и АСО. Компрессоры, выпускаемые под торговой маркой Fubag, имеют ресиверы объемом не более 500 литров, поэтом не могут полноценно конкурировать с Remeza и АСО.
Далее, проведем ценовую сегментацию, предварительно проанализировав цены на компрессоры основных брендов, которые доступны на российском рынке. После изучения ценовых предложений, сопоставим полученные результаты с данными по рынку и сделаем несколько выводов.
Итальянские производители компрессоров FIAC и ABAC теряют в объемах продаж больше других компаний во многом из-за высокого ценового фактора. Сейчас на российском рынке широко представлена продукция, относящаяся к эконом-категории. Происходит это не случайно. В условиях высокой потребительской экономии легче всего конкурировать путем снижения цен. Компании, которые продают продукцию средней ценовой категории, пытаются найти выход в узкой специализации или основывают продвижение на отличительных признаках схожих компрессоров, закладывая уникальность в стоимость марки. Обычно такие бренды имеют все шансы завоевать свою аудиторию и оставаться на рынке продолжительно время, чего нельзя сказать о торговых марках «Без имени». Такая продукция появляется и мгновенно исчезает, реализовав возможность продать по конкурентным ценам. Причиной появления таких брендов является низкий уровень культуры потребления.
Чтобы удержать марку на рынке, недостаточно привезти компрессор из Китая, перекрасить, нанести новый логотип, установить привлекательную цену. В настоящий момент простой ребрендинг путем смены названия не принесет положительного результата в долгосрочной перспективе. Сегодня этого недостаточно. Нужно комплексно подходить к изучению потребностей пользователей, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Потребуется найти в продукте реально существующие отличительные качества, которые позволят обойти конкурентов, предложить потребителям профессиональное техническое обслуживание как перед продажей, так и в процессе эксплуатации установки. Также необходимо исключить из работы по продвижению товара различные приписки, вводящие покупателя в заблуждение, и другие хитрости, негативно влияющие на мнение покупателей.
Поведение компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке, оказывает огромное влияние на их дальнейшее положение. Кризисные ситуации позволяют проверить способность предприятия сохранять и по возможности усиливать присутствие на рынке. Кто-то не выдерживает конкуренции и уходит, позволяя другим увеличить свою долю.